Пушкинцы показали Булгакова через Мольера

Пушкинцы показали Булгакова через Мольера

Харьковский академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина презентует харьковчанам премьеру спектакля «Кабала святош (Мольер)».

Театр поставил перед собой непростую задачу — пережить чувства двух мощных гениев, показать извечную боль творческого человека, тщетно пытающегося сразиться с ветряными мельницами.


Кто сильнее — художник или власть?

— Помимо 2 декабря, премьерные спектакли пройдут также 3, 4, 17 и 25 декабря, — рассказывает руководитель литературно-драматургической части театра им. Пушкина Ольга Андреева-Леванда. — «Кабала святош (Мольер)», создана по пьесе Михаила Булгакова. Это пьеса о великом Мольере, о его жизни, любви, творчестве и главное — о власти. А поскольку история всегда повторяется с другими именами и в разных странах, вероятно, мы могли бы сказать сегодня: «Мольер — это Булгаков». Говоря о Франции XVII века, Михаил Булгаков раскрывает боль своего столетия и собственной жизни — уж слишком откровенны параллели в пьесе. В пьесе нет биографической точности, зато есть достоверность чувств и страстей. Проникая в далекую эпоху, в призрачный и сказочный Париж XVII века, Булгаков написал не просто романтическую драму, а ту ее разновидность, которую немецкие романтики называли драмой судьбы. Человечество повторяет уроки судьбы снова и снова. Главные вопросы, которые звучат в пьесе: что сильнее — искусство художника или власть короля, чья слава ярче в веках?


Всегда волнует судьба художника

«Кабалу святош (Мольер)» поставил на сцене русской драмы заслуженный деятель искусств Украины Александр Аркадин-Школьник, который уже не раз прикасался к творчеству Михаила Булгакова. Так, в Харьковском государственном академическом драматическом театре имени Т.Г. Шевченко Александр Аркадин-Школьник ставил спектакли «Сумасшедший Журден»и «Зойкина квартира».

— Михаил Булгаков для меня — очень значимая фигура в драматургии и один из самых любимых драматургов, — делится Александр Аркадьевич. — Мне кажется, это одна из лучших пьес ХХ века о судьбе художника, о творчестве, о взаимоотношении с окружающим миром. В драматургии Булгакова меня всегда волнует судьба художника. В «Кабале святош (Мольер)» судьба Булгакова, известная нам по «Мастеру и Маргарите», и по «Театральному роману» , переплетается с судьбой великого актера и драматурга Мольера. С моей точки зрения, переплетение их судеб очень интересно и волнующе, и я с удовольствием стал работать над пьесой. Это — моя тема в искусстве. Я очень строго следовал Михаилу Булгакову, единственное — вмонтировал в спектакль большую и очень важную, на мой взгляд, сцену из «Тартюфа» Мольера. Это — исключительно наше, фирменное решение спектакля.

Прозрачных намеков на события, которыми в последние живет страна, или посылов к сегодняшним проблемам в спектакле нет. По словам Александра Аркадина-Школьника, он никогда не занимается политикой — он занят только творчеством. Но в спектакле звучат вечные проблемы, которые всегда были близки творческим людям, и на протяжении веков законы взаимоотношений художника с окружающим миром не меняются, говорит Александр Аркадин-Школьник.

Вроде бы о Мольере, а на самом деле — о себе

Актеры играют в двух составах. В спектакле задействованы известные актеры: народные артисты Украины Александр Васильев, Ольга Сидоренко; заслуженные артисты Украины Александра Богатырева, Александр Вирченко, Николай Воротняк, Анатолий Лобанов, Надежда Паницкая, Вячеслав Ткаченко; артисты Евгений Алымов, Екатерина Белая, Богдан Белецкий, Олег Власов, Филипп Гамаль, Виктория Демьяненко.

— У нас с актерами хорошее взаимопонимание: мы вместе разобрали материал. Пьеса нас заинтересовала, взволновала, поэтому никаких проблем в работе над ней не было, — признается Александр Аркадин-Школьник. — Очень важно понимать, что в этой пьесе Михаил Булгаков вроде бы писал о Мольере, но на самом деле он рассказывал о собственной трагической судьбе. А если и мы — режиссеры и актеры — так же мыслим и чувствуем в этом материале, происходит отклик.


Сражение с ветряными мельницами

— У меня давно была мечта сыграть большого творческого исторического персонажа, но когда я получил роль, обрадовался вдвойне: в пьесе был и Мольер, и Булгаков — две настоящие мощные личности, — рассказывает накануне премьеры исполнитель роли Мольера Сергей Листунов. — Когда начались репетиции, я понял, что не хочу никого играть — буду играть их историю, но от себя, не привязываясь ни к какому конкретному человеку. Я интересовался, каким был Мольер при жизни — он заикался, был психом. Но единственное, что я взял от его характера — что он был вспыльчив, но отходчив. А от Булгакова я взял тему: он рассказывает свою историю через Мольера. Их жизни похожи практически один к одному, за исключением отдельных событий. Эпохи Мольера я стараюсь особо не касаться — просто играю человека, и мне очень близки переживания моего героя. Каждую творческую личность — пишет ли она, играет ли, поет ли — кто-то давит, кто-то не дает развиваться. А кто-то просто завидует. В спектакле есть моменты, над которыми я еще работаю — и над собой, и над ролью. Если человек добивается успехов, он тут же наживает себе массу врагов, и суметь с ними сразиться — дорогого стоит. Ни Мольеру, ни Булгакову победить ветряные мельницы так и не удалось. И у моих героев, и у меня преодоление идет через внутреннюю боль. Эта пьеса настолько глубокая, что ее можно анализировать целую вечность и все равно не постичь до самого конца.



Источник: Газета "Вечерний Харьков"
4 декабря 2016 г.
автор: Марина Ефанова